9 февраля в России отмечается День работника гражданской авиации

0
34

Огромные территории России предопределили бурное развитие отечественной гражданской авиации. Многие предприятия, которые сегодня входят в Госкорпорацию Ростех, активно участвовали в становлении российского авиапрома с момента его зарождения.

Международный аэропорт Шереметьево, 1974 г.

Так начиналась отечественная гражданская авиация

Решение о создании Совета по гражданской авиации было принято 9 февраля 1923 года. Сегодня эта дата считается Днем гражданской авиации. В том же году появилось Акционерное общество добровольного воздушного флота «Добролет», которое занималось организацией перевозок и развитием авиапромышленности.

Первая гражданская авиалиния Советского Союза протянулась от Москвы до Нижнего Новгорода. Совершить перелет из одного города в другой можно было за 3 часа, при этом летчик ориентировался визуально по местности и не имел связи с землей. Современный самолет преодолевает это расстояние всего за 50 минут.

Для поддержки нового начинания было создано Общество друзей Воздушного флота, которое отвечало за агитацию населения. Под лозунгом «Трудовой народ, строй свой воздухофлот» к концу 1923 года общество собрало 2,5 млн рублей золотом, а к 1928-му на народные средства было построено 400 самолетов.

В 1930-е годы была утверждена символика и форма авиации, «Добролет» был переименован в «Аэрофлот». Таким образом, сложилась полноценная отрасль со своими научными институтами, обширными производством и учебными организациями для пополнения кадров. Тогда же, в 1933 году, для производства полуфабрикатов из алюминия и сплавов для самолетостроения был построен завод, на базе которого впоследствии был основан крупнейший мировой производитель титана ВСМПО-АВИСМА, входящий сейчас в Госкорпорацию Ростех.

С развитием отечественного авиапромышленности появились и первые рекорды. Конструкторы и летчики ставили перед собой масштабные задачи, чтобы на деле проверить возможности новой техники. Например, в 1926 году состоялся облет столиц Западной Европы, через год – перелет по маршруту Москва–Токио и обратно на самолете АНТ-3, а еще через десять лет, в 1937-м, – знаменитый первый в мире беспосадочный перелет по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер на самолете АНТ-25 под управлением Валерия Чкалова.

Самолет Туполев АНТ-3 «Пролетарий»

Для развивающейся страны были необходимы тяжелые многомоторные самолеты – и в 1934 году первые полеты выполнил восьмимоторный тяжеловес АНТ-20, посвященный писателю Максиму Горькому. Самый большой самолет своего времени вмещал до 70 человек. Его планировалось использовать как агитсамолет. На борту размещались громкоговорители, радиопередатчики, киноустановка, фотолаборатория, типография и библиотека.

С началом Великой Отечественной войны практически все мощности гражданской авиации были отданы на службу фронту. Большинство пилотов ушли в армию, а Гражданский воздушный флот выполнял задачи транспортные задачи по транспортировке медикаментов, оружия, продовольствия, заброске диверсионных групп, эвакуации жителей осажденного Ленинграда.

Рекорды послевоенных лет

После войны гражданская авиация начала активно восстанавливаться. Появлялись новые маршруты, обновлялся технический парк.

В 1959 году на базе военного аэродрома был открыт первый в СССР международный аэропорт Шереметьево. Именно здесь начал активно использоваться первый реактивный пассажирский самолет Ту-104. Этот лайнер, разрабатывавшийся с конца 1940-х годов, произвел революцию в авиастроении. Он был удостоен множества наград, поставил 26 рекордов и применялся вплоть до 1986 года.

Ту-114

В 1960-е годы в стране было развернуто серийное производство турбовинтового пассажирского самолета Ту-114. Лайнер был рассчитан на 170 пассажиров и мог пролететь без посадки больше любого другого аналогичного судна. Оснащался самолет двигателем НК-12М, разработанным на самарском предприятии «Кузнецов», сейчас входящем в Объединенную двигателестроительную корпорацию. Этот двигатель по сей день считается самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Ту-114 летал до 1976 года и поставил 32 мировых рекорда.

Но самым известным советским самолетом стал массовый Ту-154 с высотой полета до 12 км. Он прочно занял нишу полетов средней дальности. Всего было выпущено чуть менее тысячи экземпляров лайнера, и некоторые авиакомпании до сих пор используют эту модель.

Со временем на смену Ту-154 был разработан среднемагистральный Ту-204. Конструкция самолета продолжает модифицироваться: обновляется интерьер и бортовые системы, используются двигатели ПС-90А, произведенные на заводе «ОДК-Пермские моторы» Госкорпорации Ростех. На сегодняшний день Ту-204 в разных модификациях активно используется для транспортировки грузов.

Перспективы нашего времени

В наши дни отечественная авиапромышленность переходит на самолеты нового поколения. В частности, в 2010 году в стране был освоен серийный выпуск ближнемагистрального пассажирского самолета Sukhoi SuperJet 100. Разработанный компанией «Гражданские самолеты Сухого» совместно с иностранными партнерами, он стал первым самолетом, созданным в России после распада СССР. Среди новейших разработок отечественного авиапрома есть и широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский лайнер Ил-496, вмещающий более 400 пассажиров. Работы ведутся на базе проверенного годами Ил-96. В самолете будут использованы авионика, материалы и комплектующие российского производства.

МС-21

Но самой ожидаемой новинкой можно считать ближний среднемагистральный пассажирский лайнер МС-21. В 2018 году были пройдены сертификации двигателя ПД-14, построены и испытаны опытные образцы самолета, уже подписаны первые контракты на его поставку.

Предприятия Ростеха принимают активное участие в создании и интеграции МС-21, обеспечивают производство титаном и композитными сплавами. За авионику отвечают предприятия КРЭТ. Двигатель ПД-14, заменивший американский аналог, разработан на «Авиадвигателе», дочерней компании ОДК. Предприятия холдинга «РТ-Химкомпозит» создают стрингерные панели кессонов для киля МС-21, а холдинг «Технодинамика» производит системы пожарной защиты для самолета.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here