• +0
  • -0
  • 0 всего
0 всегоX
Нравится! Фигня!
0% 0%

В 1689 году на амстердамском канале Блумграхт существовал весьма необычный музей. Здесь хранились анатомические образцы человеческих тканей, причем в довольно своеобразной манере.

Среди банок забальзамированных образцов, было несколько поразительных диорам. Скелеты младенцев, украшенные патологически удивительными орнаментами, скрипки из человеческих костей и тому подобные произведения искусства. Полюбоваться на странный музей собиралась вся Европа, ведь создал его не обычный художник, но великий анатом Фредерик Рюйш.

Заспиртованная магия

Недостатка в посетителях у музея не было. Люди из средних слоев, не отличавшиеся широким кругозором и образованием, видели в искусстве Рюйша настоящую магию. На полвека раньше ученого наверняка бы просто сожгли за его необъяснимое искусство сохранять части мертвых тел в изумительном состоянии. «Они в этом спирте настолько свежи, — писал современник о рюйшевской коллекции детских головок, — что совсем как живые. Некоторые смотрят такими живыми глазами, словно ничто не нарушило их взгляда, хотя стоят уже несколько лет. У других едва не брызжет живая кровь; где отнята голова, там кожица с телом кажется только вчера отрезанной. В других склянках хранят руки и ноги, на которых еще видны вены через кожу».

M0016627 F. Ruysch "Thesaurus..."; botanical preparations Credit: Wellcome Library, London. Wellcome Images images@wellcome.ac.uk http://wellcomeimages.org Botanical and zoological preparations including the Loligo with with eggs Thesaurus animalium primus Frederik Ruysch Published: 1710 Copyrighted work available under Creative Commons Attribution only licence CC BY 4.0 http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Эстет, художник, анатом

Фредерик Рюйш изучал медицину в знаменитом Лейденском университете. На последнем курсе он крайне заинтересовался препарированием анатомических материалов: гениальный юноша видел в своем занятии ключ к пониманию человеческого тела. На своем нелегком, мрачном поприще медик достиг небывалых доселе успехов.

346

Рюйшевское искусство

Анатом развил свой собственный способ препарирования, настолько эстетичный и выверенный, что современники прозвали его рюйшевским искусством. Медик тончайшими инъекциями вводил в кровеносные сосуды специальный окрашивающий состав и микроскопические ответвления сосудистой системы оказывались хорошо различимы. Никто в мире больше не мог провести такую тонкую операцию.

L0057342 Wax injected human left arm, Europe, 1831-1870

Коллекционируя смерть

После университета Рюйш получил должность судебного медика в Амстердаме. Ему не приходилось красть трупы для исследований (этим были вынуждены заниматься все врачи, опасаясь суровой длани закона) — мертвецов было в достатке. Лучшие материалы судебный медик перевез прямо к себе домой.

1131

Декоратор

Мертвая плоть не вызывала отторжения у Рюйша. Напротив, голландец считал своим долгом представить препараты так, чтобы превратить их в настоящее произведение искусства. Рюйш заботливо снабжал детские ручки кружевными манжетами, декорировал бархатными полотнами банки с заспиртованными препаратами и завершал всю композицию эстетичным навершием из раковин, что придавало работе вид дикий, но любопытный.

103

Петр I и мертвый младенец

В числе препаратов Рюйша значились такие удивительные, как «рука ребенка, держащая между пальцами ветку с фруктами» и «трехмесячный плод мужского пола в пасти ядовитейшего животного». Но больше всего посетители поражались не искусным диорамам, а идеально забальзамированным младенцам, заботливо уложенных в гробики. Иллюзия жизни была воссоздана настолько точно, что Петр I попав в гости к профессору не удержался и поцеловал одного из усопших.

1114

Секрет анатома

Петр I посылал своего доктора Арескина заключить сделку о покупке всей коллекции, думая узнать и рецепт чудесной бальзамировочной жидкости Рюйша. Но великий анатом унес свой секрет в могилу, оставив потомкам лишь некоторые части сохранившихся диорам смерти.

90

comments powered by HyperComments