0/50 всего

На окраине немецкого города Лейпцига есть ничем не примечательная улица Поршештрассе, которая безо всяких интриг ведёт аккурат к заводу Porsche. Завод этот по меркам марки довольно молодой: церемония закладки первого камня состоялась в феврале 2000 года, а сборка автомобилей началась в августе 2002 года.

Porsche

Здесь работают более 4000 человек и 948 промышленных роботов. Фабрика занимает территорию в 400 гектаров, из которых 345345 квадратных метров отведено сборочному производству. А собирают здесь три пятидверные модели «Порше»: Cayenne, Macan и Panamera. В прошлом году, к примеру, из ворот завода выехали 158432 машины.

завод Porsche

От турникетов на въезде аллея ведёт к зданию, похожему на летающую тарелку или шляпку закрученного в землю гигантского винта — кому что ближе. Сбоку от него расположен гоночный трек длиной 3,7 километра, а чуть подальше — внедорожная трасса протяжённостью шесть километров. А ещё на территории завода обитают, что несколько неожиданно, полтора миллиона пчёл, 75 зубров и 27 диких лошадей. В 2014 году завод Porsche в Лейпциге занял почётное первое место в престижном рейтинге J.D. Power Awards в номинации Best production quality. И это более чем заслуженная награда, ведь любой, кто ездил на автомобилях Porsche, знает, насколько качественно и тщательно они собраны.

завод Porsche

Тем удивительнее, что уровень автоматизации на заводе нельзя назвать очень уж высоким: для кузовного цеха он составляет 95%, покрасочного — 85%, а сборочного — всего 5−10%. Большинство предварительных и окончательных сборочных операций выполняется вручную, но с помощью высокотехнологичного оборудования. Премиальные марки любят козырять ручной сборкой, подчёркивая таким образом эксклюзивность, но практика показывает, что это не всегда положительно отражается на качестве — увы, человек ошибается чаще, чем робот, который делает рутинные операции быстрее и точнее. Porsche старается гармонично сочетать оба этих подхода, чтобы в результате получить автомобиль с высочайшим уровнем качества.

завод Porsche

Завод Porsche похож скорее на ультрасовременную лабораторию, чем на классическую фабрику. Здесь невероятно чисто, сборочные линии тут и там тянутся вдоль корпусов сразу на нескольких уровнях, кузова спускаются откуда-то сверху и уплывают вдаль, манипуляторы ловко таскают кузовные панели, стёкла и панорамные крыши. Атмосфера пропитана пресловутым немецким «орднунгом» — тут идеальный порядок, а улыбчивые работники в аккуратных комбинезонах сосредоточенно трудятся, постепенно превращая набор деталей в одни из лучших автомобилей в мире.

завод Porsche

Комплектующие для сборки каждой машины подвозят к конвейеру электрокары с тележками. И, представьте себе, на заводе не увидишь никаких накладных, ведомостей, описей или протоколов. Ни одной бумажки! Вся необходимая информация об автомобиле считывается компьютером с RFID-датчика, закреплённого на кузове. С помощью беспроводных датчиков организован и склад, по которому синхронно передвигаются электрокары, на мгновение останавливаясь у стеллажей с запасными частями: компьютер показывает, где хранится нужная деталь. Словом, процесс организован по‑немецки — в лучшем смысле этого слова.

завод Porsche

И, конечно же, никуда без заботы об экологии. Завод Porsche в Лейпциге является одним из самых экологически чистых в мире благодаря рациональному использованию ресурсов. В кузовном цехе немцы полностью отказалась от использования сжатого воздуха, сделав выбор в пользу точечного применения энергоэффективных технологий соединения. Значительная часть потребляемой заводом электроэнергии поступает от солнечных панелей, а современная технология охлаждения сварочных клещей позволила сократить расход электроэнергии более чем на 365 тысяч кВт⋅ч в год. Использование в покрасочном цеху системы фильтрации на основе каменной муки сократило энергопотребление на 60% по сравнению с водной фильтрацией.

Правда, несмотря на все инновации, сборка автомобилей занимает больше времени, чем раньше. Чудес не бывает: чем сложнее автомобиль, тем неизбежно дольше производственный процесс. К примеру, для сборки одного экземпляра Cayenne требуется 1,2 дня, Macan собирают за 2,7 дня, а Panamera изготавливают так и вовсе почти неделю — 5,2 дня. Наблюдать за производством автомобилей довольно интересно, но не менее любопытные вещи происходят и за пределами конвейера — там, где специально обученные люди проверяют качество работы своих коллег. И проверяют так, что комар носа не подточит.

завод Porsche

Контроль качества на Porsche осуществляют довольно серьёзные люди с помощью устройств, которые довольно гармонично смотрелись бы в шпионском боевике. Нет, скорее даже в фантастическом шпионском боевике. Это вам не набор пластиковых карточек разной толщины, которые вставляют в зазоры между панелями и водят, морща лоб, работники одной другой премиальной марки. Здесь, ребята, всё очень и очень серьёзно и высокотехнологично: сегодня «Порше» использует дополненную реальность! Да-да, суровые ревизоры берут в руки планшеты и смотрят сквозь них на кузов автомобиля.

завод Porsche

Раньше инженеры использовали матрицу из контрольных точек, которые обозначались на кузове наклейками. Сегодня, прошу прощения за каламбур, это вчерашний день, поэтому измерять кузов и выявлять малейшие отклонения поручили компьютеру. Посмотреть на его работу можно с помощью специального программного обеспечения для планшетов или очков виртуальной реальности. Если вдруг на автомобиле будет найдено отклонение от эталона, с которым сверяется программа, компьютер наглядно покажет всё на экране (или, соответственно, в очках). В случае, если бракованную деталь изготовил один из множества поставщиков Porsche, он получит подробный отчёт для того, чтобы как можно скорее исправить ошибку.

Качество окраски кузова и деталей проверяют с помощью световой системы. Выглядит это пусть и не так круто, как дополненная реальность, но, поверьте, является ничуть не менее эффективным способом пресечь на корню любые недочёты, пока их не увидели весьма требовательные клиенты. Автомобиль освещают с различных ракурсов, проецируя на поверхность кузова специальное изображение, которое выделяет незаметные невооружённому глазу дефекты лакокрасочного покрытия.

завод Porsche

А устрашающего вида штука, которая вставляется в подстаканник, нужна для того, чтобы услышать любые посторонние звуки. Это лишь часть акустической измерительной системы, с помощью которой специалисты проверяют, чтобы все панели интерьера в автомобиле крепко сидели на своих местах и не раздражали водителя дребезжанием или поскрипыванием. Автомобиль с массивом направленных микрофонов выгоняют на полигон и с помощью телеметрии передают акустические данные в лабораторию, где программа определяет, откуда исходит посторонний звук. А заодно таким образом проверяют, чтобы шум ветра или звук двигателя в контрольных точках салона не превышал значений, установленных фирменными стандартами качества.

завод Porsche

И всё бы хорошо, только… сегодня этого мало. Технологии развиваются семимильными шагами и потребителям нужно нечто большее, нежели качественный, мощный автомобиль с отточенной управляемостью. Не секрет, что автомобильная промышленность переживает масштабную компьютеризацию. Цифровая трансформация автомобилей способна перевернуть с ног на голову наше представление о них всего лишь как о средствах передвижения.

К интернету нынче подключены компьютеры и планшеты, смартфоны и навигаторы, телевизоры, игрушки, отопительные системы, кондиционеры… Это жизнь в онлайне: операторы сотовой связи, например, говорят об удвоении объёма передаваемых данных каждые 18 месяцев. Специалисты называют это четвёртой индустриальной революцией — после паровой машины, конвейера и компьютерной техники. Она выражается в тотальном сетевом объединении и информатизации всех процессов. Всё взаимодействует друг с другом и обменивается данными между собой: люди и машины, клиенты и продукты.

Конечно, рано или поздно двигатели внутреннего сгорания уйдут в небытие, а вместо водителя рулить электромобилем будет автопилот, но уже сегодня современный автомобиль должен быть ещё и мобильным устройством на колёсах. Автомобили будущего будут способны анализировать транспортную ситуацию в реальном времени, распознавать пробки и рекомендовать маршруты объезда, обмениваться информацией с другими участниками движения и даже с элементами дорожной инфраструктуры. В общем, дальнейшая задача для классической автомобильной промышленности ясна: активное развитие компьютеризации, расширение компетенций и повышение мобильности. Ведь в конечном итоге компьютеризация служит одной цели: эффективности. Интегрированный в сеть транспорт экономит драгоценное время, исключает пробки и сокращает выбросы вредных веществ.

Судя по всему, в Porsche настроены весьма решительно, поэтому на должность директора компании Porsche Digital, отвечающей за цифровую трансформацию марки, пригласили Тило Козловски, который занимал пост вице-президента и ведущего аналитика, а также руководителя направления информационно-коммуникационных автомобильных технологий и практики интеллектуальной мобильности в компании Gartner из Кремниевой долины. Вскоре после этого в берлинском районе Фридрихсхайн, прямо на берегу реки Шпрее, открыла свои двери Porsche Digital Lab — цифровая лаборатория, сотрудники которой претворяют в жизнь планы по тотальной компьютеризации автомобилей «Порше».

По словам господина Козловски, и тут с ним трудно поспорить, Porsche является символом уникального удовольствия от вождения. С этим связано и чувство восторга от автомобиля в целом, которое возникает у клиентов марки. Но сегодня действие этой уникальной притягательной силы можно распространить и на другие сферы жизни, причем в типичном для Porsche стиле. Как? К примеру, автомобиль скоро научится понимать, какие рестораны вы предпочитаете, чем любите заниматься на выходных, какими маршрутами обычно передвигаетесь — и будет держать наготове список оптимальных предложений.

«Порше» хочет создать вокруг автомобиля целую экосистему. Вот, к примеру, автомобиль сможет работать в паре с «умным» домом — когда водитель укажет в навигаторе домашний адрес, Porsche проветрит комнаты в доме, установит нужную температуру в климатической установке или даже наполнит тёплую ванну. Конечно, это можно сделать самостоятельно, но зачем, если автомобиль выполнит всё это за вас, пока вы едете домой и наслаждаетесь вождением? Дальше — больше: когда появятся полноценные автопилоты, ваш «Порше» съездит в сервис на очередное техобслуживание, пока вы спите или улетели в командировку. Удобно? Несомненно.

Кое-что из цифрового будущего уже доступно владельцам «Порше» и сейчас. Например, Porsche Digital инвестировала в стартап Evopark, который занимается разработкой систем автоматизированной парковки. Причём в случае с «Порше» всё обойдётся без привычных парковочных карт. Автомобиль просто заезжает на парковку, шлагбаум поднимается автоматически, а в конце месяца производится расчёт и списание денег с карты владельца. И не надо каждый раз опускать стекло, вставлять карту, собирать монеты и считать купюры.

Именно об этом и идёт речь: интеллектуальные решения в интересах клиентов. Или вот североамериканское отделение Porsche на днях объявило о запуске программы фирменного каршеринга Porsche Passport. Установив на смартфон специальное приложение, пользователь получает возможность за фиксированную арендную плату постоянно ездить на Porsche без ограничения пробега. Для вступления в программу требуется лишь проверка кредитной истории и аванс в 500 долларов. За две тысячи долларов в месяц доступно восемь моделей автомобилей, а за три тысячи — уже 22 машины. Причём в эту сумму включено даже обслуживание и мойка автомобиля — остаётся только заправлять бензин и кататься!

завод Porsche

Программа Porsche Passport начнёт работать в ноябре нынешнего года в городе Атланта штата Джорджия, затем география проекта будет расширяться, чтобы как можно больше людей прониклись ценностями «Порше». Со временем таких преимуществ у марки станет ещё больше: сегодня это удовольствие от вождения, а завтра автомобили будущего, как уверяет Тило, будут ещё и знать привычки своих владельцев, понимать, что им нужно и вообще — постараются сделать их повседневную жизнь интереснее. Звучит многообещающе. Ну что ж, пожалуй, мы с удовольствием понаблюдаем за дальнейшей цифровой трансформацией автомобилей Porsche. Ведь если будущее автомобиля за компьютеризацией, то у «Порше» есть все шансы выиграть эту гонку.

Подписывайтесь и читайте наши лучшие публикации в Яндекс.Дзен. Смотрите красивые фотографии со всех уголков планеты на нашей странице в Instagram

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Введите текст Вашего сообщения
Введите Ваше имя