• +0
  • -0
  • 0 всего
0 всегоX
Нравится! Фигня!
0% 0%

Крепость Владивостока — одна из крупнейших не только в России, но и в мире. Большая часть оборонительных сооружений сегодня утратила военное значение и никак не используется. Зато все больше ходит легенд (а может и не совсем легенд) о том, что скрывают в себе их подземелья.

крепость владивосток

Если уж вы приехали во Владивосток, то просто обязаны посетить комплекс Владивостокской крепости. Без нее образ города не будет полноценным. Город-форпост, важнейший порт России на Дальнем Востоке, полноценный европейский урбан в почти полном окружении Азии. Владивосток, вероятно, не оставался бы таким по сей день, если бы в конце XIX века не было принято решение о строительстве грандиозных оборонительных сооружений.

Один из британских путешественников, посетивших город в 1877 году, так отозвался о нем:

Я считал Владивосток русским Гибралтаром. Но к великому моему удовольствию, я воочию убедился, что Владивосток — место, которое вполне можно взять и истребить флотом

Важнейший русский порт в то время начисто был лишен каких-либо серьезных долговременных оборонительных сооружений. В 1878 году началось строительство первых укреплений будущей Владивостокской крепости. К этому русское военное ведомство подтолкнула война с Турцией.

крепость владивосток

Существовала вероятность, что на стороне турок выступит Британия — «владычица морей», и попытается атаковать русский Дальней Восток (подобную попытку англичане вместе с французами, например, предприняли во время Крымской войны — тогда они высадили десант возле Петропавловска-Камчатского). Первыми оборонительными сооружениями стали позиции артиллерийских батарей. Они возводились возле самого города и на острове Русский, прикрывающий Владивосток со стороны Японского моря. В последние годы XIX века и в начале XX века приступили к строительству самих фортов.

Одним из первых был закончен форт Поспелова на острове Русский — в 1903 году. С тех пор он не перестраивался. По масштабам он не сопоставим с более поздними фортами, но все равно производит сильное впечатление. Важная деталь — до него легко добраться самостоятельно, а заблудиться там невозможно. Расположен он недалеко от съезда с моста, соединяющего остров с городом на вершине сопки высотой 150 метров.

Отсюда можно оценить комплекс всей Владивостокской крепости — видны сопки с другими оборонительными сооружениями. Сам форт состоит из нескольких казарм, порохового погреба, бомбоубежищ для противоштурмовых выкатных орудий и кофра, из которого предполагалось вести оружейный огонь по наступающему противнику. Все это массивные бетонные конструкции.

В одной из казарм сохранился даже киот для иконы. Из подземных фортификаций — лишь патерна, подземный коридор со световыми окнами, соединяющий внутренний двор форта с кофром. Весь комплекс окружен глубоким и широким рвом.

крепость владивосток
По мнению владивостокских краеведов, крепость сыграла свою роль в том, что Япония не решилась напасть на СССР в 1941-м

Крепость спасла от войн

Хотя Владивостокская крепость строилась, чтобы оборонять город от предполагаемой атаки британского флота и — что тоже представляло серьезную опасность — сухопутной китайской армии, первыми на прочность ее испытали японцы. Во время русско-японской войны, в марте 1904-го, японская эскадра подошла к городу. Однако все, на что она решилась, — обстрелять город с безопасного расстояния (чтобы батареи, расположенные на острове Русском и возле Владивостока, не смогли достать корабли своим огнем).

К тому моменту оборонительная линия города состояла из четырех фортов, трех временных укреплений, пяти редутов и 12 батарей. Обстрел даже не вызвал панику в городе. Наоборот, горожане поспешили забраться на вершины близлежащих сопок, чтобы посмотреть, как стреляют и маневрируют японцы. Такую уверенность в горожан и, наоборот, неуверенность в японских военных вселяла Владивостокская крепость. Ее укрепления соответствовали самым современным требованиям того времени. Не нанеся городу и фортам сколь-нибудь значительного урона, японская эскадра ушла.

Больше попыток атаковать Владивосток не предпринималось. Историки считают, что именно из-за крепости японцы не решились на масштабную военную операцию против города.

крепость владивосток

После войны строительство оборонительных сооружений продолжилось. В 1918 году город защищали уже 11 фортов. Особое внимание уделялось подземным сооружениям. Их общая протяженность достигала 10 километров. Половина приходилась на тоннели, соединяющие одни оборонительные сооружения с другими.

Были обустроены десятки контрминных галерей (именно благодаря подземным минным галереям японцам удалось разрушить часть фортификаций крепости Порт-Артур во время войны 1904-1905 годов). Для гидро- и звукоизоляции подземные сооружения покрывали слоями асфальтобетона. Массивные наземные бетонные сооружения вписывались в ландшафт так, будто это продолжение сопок. Строительство прервали только Гражданская война и интервенция на Дальнем Востоке в 1918 году.

По соглашению между советской властью и Японией в 1923 году Владивостокская крепость перестала использоваться как военный объект. До 1937 года фортификации были заброшены. Но когда Япония оккупировала Маньчжурию и возникла перспектива вооруженного конфликта, СССР снова взялся за эксплуатацию Владивостокской крепости. По мнению владивостокских краеведов, крепость сыграла свою роль в том, что Япония не решилась напасть на СССР в 1941-м. Ведь чтобы штурмовать Владивосток, пришлось бы стянуть значительные силы и ресурсы. Большая часть фортификаций крепости использовались для нужд советской армии вплоть до 1990-х. Сегодня действуют лишь три форта.

крепость владивосток

Владивостокские тайны

Безымянная батарея в центре Владивостока и форт №7 (на северной окраине города) превращены в полноценные музейные комплексы. Батарея интересна большой коллекцией всевозможных вооружений. А в форте №7 можно увидеть то, что отпугивало японцев, — различные подземные и наземные оборонительные сооружения.

Доступны для посещения и другие фортификации. Наземные — вроде батарей и арсеналов — можно посетить самостоятельно. А спускаться без гида в подземные сооружения фортов я бы не советовал. Слишком много нюансов нужно знать, чтобы избежать неприятностей. Например, по весне и осенью, когда тает снег и часты дожди, асфальтобетон в патернах и тоннелях может отваливаться (вода все-таки просачивается в подземные сооружения и разрушает их). Толстенные пласты отваливаются от потолка. Спровоцировать это может даже громкий звук. Сами подземелья никак не освещены. Кроме того, они достаточно длинные и разветвленные, чтобы в них заблудиться.

крепость владивосток

По подземельям Владивостокской крепости лазают местные диггеры. Они знают, где под ногами неожиданно может оказаться глубокий колодец, а где лучше не кричать, чтобы не тревожить асфальтобетон. Владивостокских диггеров легко найти в интернете. Они проводят в том числе и платные групповые экскурсии.

Самые впечатляющие, на мой взгляд, — это форт №2 (его глубина достигает 380 метров, а длина подземных коммуникаций почти — 3,5 километра) и форты на острове Русском. Хотя для первого раза подойдет и любой другой. Заходишь с одной стороны сопки, потом с фонариком петляешь час, полтора, два по коридорам и помещениям, где уже наросли сталактиты, живут летучие мыши, местами валяются остатки армейского снаряжения советских времен. Слушаешь попутно истории, как якобы в 1990-е в этих подземельях прятали наворованное добро, происходили бандитские разборки или навсегда терялись люди. И выходишь на самой вершине сопки, откуда открывается великолепный вид на море и сам Владивосток.

comments powered by HyperComments

Подписывайся на рассылку новостей. Обновления приходят раз в неделю